средства_обучения_и_воспитания

Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья.
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью
которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный
процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и
духовной культуры, которые используются при решении педагогических
задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют
повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в
форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и
мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные
средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно
мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды:
карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические
символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски,
диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд
условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту
учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее
следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо
четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально
продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с
содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена;
наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать
самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии
или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций
предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске
или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для
хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов
применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или
организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к
демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает
позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и
объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности
снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание,
утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения
также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО
незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие
процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись
(провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная
техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается




















значимость использования новых информационных технологий. Они,
несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово
учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию
развития личности.
В учреждении используются средства обучения и воспитания:
Печатные
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
Визуальные (зрительные):
таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому
языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным
классам;
карты по истории и географии;
картины по русскому языку, литературе;
портреты по всем учебным предметам;
натуральные объекты по биологии;
модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным
классам;
лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Механические визуальные приборы:
микроскоп
Аудиальные (слуховые):
магнитофоны;
музыкальный центр ;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые)
звуковые фильмы;
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
компьютеры;
мультимедийное оборудование ;
интерактивная доска
Словесные
учебники;
художественная литература;
словари;
другая необходимая литература
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты
материальной и духовной культуры, которые используют для решения
воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития
внутреннего мира личности воспитанника;
2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной,
наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной)
форме;

3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную
деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося,
индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои
воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на
качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в
которых он должен определенным образом сориентироваться.
Классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает
знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих
воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование
отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе
обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание
изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя,
его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также
обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно
повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная
продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит
учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
а) выясняют условия совместного выполнения задания;
б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы;
г) обсуждают полученные результаты;
д) оценивают успехи каждого;
е) утверждают самооценки членов группы;
ж) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
з) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если
она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение
задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также
при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности
школьников повышаются при следующих условиях:
1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и
функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль
подчиненного и наоборот);
4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена
коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и их
успехам.

3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что
достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то
потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется
через
 дежурство по классу, школе;
 работа на пришкольном участке;
 летняя трудовая практика
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в
форме проведения разного рода игр:
 организационно-деятельностные;
 соревновательные;
 сюжетно-ролевые.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».